Британские автомобили || www.british-cars.narod.ru










Яндекс.Метрика




Яндекс цитирования

История Rolls-Royce
История компании Rolls-Royce
часть 3

Кризисы
Фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce Corniche, стало уже очень шатким, а 04 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом. Rolls-Royce, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн. долл. Но при этом компания была разделена на автомобильную компанию, входящую в Rolls-Royce Motor Holding - выпускала автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты и на Rolls-Royce Ltd - авиационное подразделение, по выпуску реактивных двигателей, которая с 1971 по 1987 находилась под управлением государства и приватизирована в 1987, после чего сменила название на Rolls-Royce Plc.

Военно-промышленный концерн "Виккерс" (Vickers) - штаб-квартира находится в г. Дерби), выполняющий заказы Министерства обороны Великобритании приобрел Rolls-Royce Motor Cars Limited за 38 млн. фунтов стерлингов в 1980 году, который очередной раз оказался на грани кризиса, в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit.

Ранее, на ряде этапов своего существования, Rolls-Royce Ltd удачно сотрудничал с этой компанией - некогда наикрупнейшим в Великобритании синдикатом производителей военной техники: в 1919 году двигатель "Игл" поднял в небо самолет "Виккерс", чтобы впервые в мире пронести его над Атлантикой; двигателями "Мерлин" компании Rolls-Royce оснащались самолеты "Спитфайр"...

"Виккерс" сделал для Rolls-Royce, за время владения этой легендарной маркой, немало: вложив еще около 40 млн. фунтов стерлингов, провел модернизацию устаревавших заводов в Кру. Будущая новинка 1998 года Rolls-Royce Silver Seraph, разрабатывавшееся с 1994 года как Р3000, проектировалась уже при помощи новейших компьютерных технологий. На заводах в Кру был установлен так же настоящий конвейер, со скоростью движения 0,01 мили/час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce - автомобили изготавливаются вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря этим мерам более чем в двое - с 65 до 28 дней сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году, прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей марки Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила $45 млн., при обороте в $500 млн.

Однако положение не столь стабильно: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое, и тогда уж конкуренты не упустят своего шанса захватить лидерство в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов автомобилей. Поэтому оценивая продажу Rolls-Royce, победившему в борьбе за марку в 1998 году одному из немецких автогигантов его руководитель Грэхэм Моррис заявил в интервью берлинской газете "Вельт": "Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего". Кроме того к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовало новых капиталовложений - по словам председателя правления "Виккерс", сэра Колина Чандлера более 200 млн. фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: "...Мы сделали для Rolls-Royce все, что могли. Мы спасли его, мы вернули ему "здоровье" и хорошую форму, но пришло время расстаться..."- сказал он.

Германская война во славу британского оружия
Осенью, в октябре, 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. Концерн "Виккерс" получил не одно заманчивое предложение. За контроль над легендарным Rolls-Royce бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и группа RRAG - патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном, организовавшиеся в начале 1998 года. Однако, за неделю до 24 марта 1998 года, когда истекал срок подачи заявок, из игры вышел немецкий концерн Daimler-Benz, который решил самостоятельно покорять высший свет с помощью своей будущей моделью Maybach.

Значительную сумму собрала RRAG, правда, эти господа вряд ли хорошо представляли, что делать с Rolls-Royce после покупки. В Британии реакция части общественности по поводу продажи Rolls-Royce оказалась не столь благожелательной. Англичане - противники продажи Rolls-Royce иностранцам начали шумную кампанию за отмену "сделки века". RRAG намеревавшаяся с помощью общественности выкупить у "Виккерса" знаменитую компанию, спася таким образом один из символов Соединенного Королевства "от поругания". По некоторым данным, RRAG к моменту совершения сделки собрала уже 340 миллионов фунтов стерлингов. Однако "Виккерс" отнесся к намерениям патриотически настроенной организации скептически. Представитель британского оборонного концерна заявил, что RRAG "...сильна только на словах. Факты говорят о том, что RRAG не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям...".

Концерн Volkswagen обставил свое первоначальное предложение совершенно немыслимыми условиями. А BMW вначале предложила откровенно мизерную сумму. Полгода длились выборы претендента, наконец, 30 марта было объявлено, что Rolls-Royce продается немецкому концерну BMW за 340 млн. фунтов стерлингов (около 555 млн.долл). "Виккерс" подтвердил свое решение 27 апреля, а 7 мая вдруг сообщил, что меняет его в пользу земляка и главного конкурента BMW - концерна Volkswagen, предложившего 430 млн. фунтов (около 700 млн. дол.) - этому повороту на 180 градусов предшествовали закулисные переговоры с шефом Volkswagen Фердинандом Пихом.

Нелегко пришлось руководству баварского концерна BMW. Правда, последнее слово ещё должны были сказать акционеры концерна "Виккерс", но никто не сомневался в том, что сделка уже фактически заключена. Однако BMW не собирался сдаваться: и дело не только в джентльменском соглашении с сэром Колином: для новых моделей английских Rolls-Royce, BMW поставляет около 30% комплектующих. А под капотом Rolls-Royce Silver Seraph работает двигатель BMW V-12 объемом 5379 куб.см. Разумеется, это налаженное сотрудничество было бы немедленно прекращено, если бы Rolls-Royce ушел в чужие руки, что несомненно сказалось бы на решении акционеров. Тогда за несколько дней до решающего голосования, не привыкший проигрывать Фердинанд Пих сделал очередной эффектный ход: дочерняя структура Volkswagen - Audi - объявила о своей готовности приобрести за 360 млн. марок (200 млн. долл.) ещё одну принадлежащую концерну "Виккерс" компанию - Cosworth Engineering, выпускающую автомобильные моторы.

Это обещание, видимо, и стало последней песчинкой, которая перетянула чашу весов в пользу Volkswagen: в пятницу, 5-го июня, 99 процентов акционеров "Виккерса" высказались за продажу Rolls-Royce концерну Volkswagen. Однако приобретение Rolls-Royce - это еще только полдела. Rolls-Royce не приносит большой прибыли. Поэтому - помимо 1 млрд. 600 млн. марок (900 млн.долл-700 млн.долл. за Rolls-Royce и 200 млн.долл. за Cosworth Engineering) - ему предстоит ещё выделить гигантские средства на модернизацию устаревшего производства.

Немало денег проглотит и разработка нового мотора для Rolls-Royce на заводе Cosworth Engineering - ведь прежний поставщик моторов, BMW, осуществил угрозу и объявил о прекращении сотрудничества с фирмой Rolls-Royce, которую увели у него буквально из-под носа.

Несмотря на все эти грядущие расходы, акционеры Volkswagen в целом были довольны одержанной победой. Как завили в руководстве Volkswagen: "...Rolls-Royce - это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра - класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. Мне кажется, за Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену...". Исключительный интерес, который представляло это приобретение для Volkswagen, объясняется тем, что модели представительского класса концерна Audi считаются классом ниже флагманов "Даймлер-Бенца" и BMW - основных конкурентов Volkswagen. Это естественно, ведь первоначально предприятие создавалось для производства дешевых малолитражек, и само его название Volkswagen переводится с немецкого как "народный автомобиль".

Но это еще не конец истории - у BMW был также козырный туз решивший дело: совместное предприятие с фирмой Rolls-Royce Plc, выпускающей авиационные двигатели: Компания "BMW Rolls-Royce", основанная в июле 1990 года. Капитал принадлежит BMW AG, Мюнхен (50,5%) и Rolls-Royce Plc, Лондон (49.5%).Штаб-квартира компании находится в Германии (г. Оберурзель) недалеко от Франкфурта-на-Майне.

На этом предприятии около 1900 рабочих и служащих компании "BMW Rolls-Royce" занимаются созданием, производством, продажей и обслуживанием эксплуатации современных турбореактивных двигателей семейства BR700. Инженерный центр разработки и сборки семейства двигателей BR700 недалеко от Берлина является одним из caмых современных в мире. Компания "BMW Rolls-Royce" занимается также разработкой и производством малоразмерных газовых турбин (BGY) и узлов других авиационных двигателей. Изготавливаемые ими авиадвигатели стоят на Боингах...

Rolls-Royce Plc в праве использовать торговую марку Rolls-Royce, а также в случае необходимости в состоянии и заблокировать решение о покупке Rolls-Royce Motor Cars любым зарубежным покупателем. За поддержку BMW обещала Rolls Royce Plc место одного из директоров.





Итоги
Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение по которому "Фольксваген" приобрел заводы "Бентли" и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Поэтому "Фольксваген" сворачивает производство марки Rolls-Royce на старом заводе и расширяет производство "Бентли". BMW же начинает производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде. Там концерн BMW намерен построить "самую эксклюзивную в мире фабрику" для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce.

Согласно информации из штаб-квартиры BMW в Мюнхене, предприятие предполагается разместить в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс, где будет создано дополнительно 350 рабочих мест. Примечательно, что неподалеку отсюда, в городке Уэст-Уиттеринг, с 1917 по 1933 год жил и умер один из основателей "визитной карточки" английского автомобилестроения сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей Южная Англия обладает развитой инфраструктурой, и например, возможность привлечь персонал из яхт индустрии к привычной ручной работе.

Завод будет представлять собой практически подземное сооружение с куполообразной крышей на площади в 30 акров, на которой посадят растения, это сделает завод совершенно неотличимым от окружающей местности, и приведет к минимальному вторжению в сельский ландшафт этого уголка "старой доброй Англии", Предполагается, что он будет производить не больше шума, чем обычный супермаркет.

По планам руководства, в день будет строиться максимум пять автомобилей, а в год - около тысячи. Клиенты смогут следить за всем процессом производства и сборки автомобилей из-за специальных стеклянных перегородок - идея конкурента "Фольксваген пригодилась и для BMW.

Этот ультрасовременный завод, как сообщала газета "Sun", обойдется немецкому концерну как минимум в 60 миллионов долларов, а более поздние источники называют еще большую сумму в 87 млн. долл. В полную силу завод заработает только к концу 2002 года, когда BMW окончательно получит права на марку Rolls-Royce.





http://www.british-cars.narod.ru, адрес электронной почты: british-cars@narod.ru,
Последнее обновление страницы:
Использование материалов опубликованных на сайте разрешено при условии
сохранения гиперссылки на
http://www.british-cars.narod.ru
© Британские автомобили, 2001-

Используются технологии uCoz