|
|
часть 3 Фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce Corniche, стало уже очень шатким, а 04 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом. Rolls-Royce, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн. долл. Но при этом компания была разделена на автомобильную компанию, входящую в Rolls-Royce Motor Holding - выпускала автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты и на Rolls-Royce Ltd - авиационное подразделение, по выпуску реактивных двигателей, которая с 1971 по 1987 находилась под управлением государства и приватизирована в 1987, после чего сменила название на Rolls-Royce Plc. Военно-промышленный концерн "Виккерс" (Vickers) - штаб-квартира находится в г. Дерби), выполняющий заказы Министерства обороны Великобритании приобрел Rolls-Royce Motor Cars Limited за 38 млн. фунтов стерлингов в 1980 году, который очередной раз оказался на грани кризиса, в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit. Ранее, на ряде этапов своего существования, Rolls-Royce Ltd удачно сотрудничал с этой компанией - некогда наикрупнейшим в Великобритании синдикатом производителей военной техники: в 1919 году двигатель "Игл" поднял в небо самолет "Виккерс", чтобы впервые в мире пронести его над Атлантикой; двигателями "Мерлин" компании Rolls-Royce оснащались самолеты "Спитфайр"... "Виккерс" сделал для Rolls-Royce, за время владения этой легендарной маркой, немало: вложив еще около 40 млн. фунтов стерлингов, провел модернизацию устаревавших заводов в Кру. Будущая новинка 1998 года Rolls-Royce Silver Seraph, разрабатывавшееся с 1994 года как Р3000, проектировалась уже при помощи новейших компьютерных технологий. На заводах в Кру был установлен так же настоящий конвейер, со скоростью движения 0,01 мили/час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce - автомобили изготавливаются вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря этим мерам более чем в двое - с 65 до 28 дней сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году, прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей марки Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила $45 млн., при обороте в $500 млн. Однако положение не столь стабильно: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое, и тогда уж конкуренты не упустят своего шанса захватить лидерство в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов автомобилей. Поэтому оценивая продажу Rolls-Royce, победившему в борьбе за марку в 1998 году одному из немецких автогигантов его руководитель Грэхэм Моррис заявил в интервью берлинской газете "Вельт": "Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего". Кроме того к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовало новых капиталовложений - по словам председателя правления "Виккерс", сэра Колина Чандлера более 200 млн. фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: "...Мы сделали для Rolls-Royce все, что могли. Мы спасли его, мы вернули ему "здоровье" и хорошую форму, но пришло время расстаться..."- сказал он. Германская война во славу британского оружия Осенью, в октябре, 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. Концерн "Виккерс" получил не одно заманчивое предложение. За контроль над легендарным Rolls-Royce бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и группа RRAG - патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном, организовавшиеся в начале 1998 года. Однако, за неделю до 24 марта 1998 года, когда истекал срок подачи заявок, из игры вышел немецкий концерн Daimler-Benz, который решил самостоятельно покорять высший свет с помощью своей будущей моделью Maybach. Значительную сумму собрала RRAG, правда, эти господа вряд ли хорошо представляли, что делать с Rolls-Royce после покупки. В Британии реакция части общественности по поводу продажи Rolls-Royce оказалась не столь благожелательной. Англичане - противники продажи Rolls-Royce иностранцам начали шумную кампанию за отмену "сделки века". RRAG намеревавшаяся с помощью общественности выкупить у "Виккерса" знаменитую компанию, спася таким образом один из символов Соединенного Королевства "от поругания". По некоторым данным, RRAG к моменту совершения сделки собрала уже 340 миллионов фунтов стерлингов. Однако "Виккерс" отнесся к намерениям патриотически настроенной организации скептически. Представитель британского оборонного концерна заявил, что RRAG "...сильна только на словах. Факты говорят о том, что RRAG не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям...". Концерн Volkswagen обставил свое первоначальное предложение совершенно немыслимыми условиями. А BMW вначале предложила откровенно мизерную сумму. Полгода длились выборы претендента, наконец, 30 марта было объявлено, что Rolls-Royce продается немецкому концерну BMW за 340 млн. фунтов стерлингов (около 555 млн.долл). "Виккерс" подтвердил свое решение 27 апреля, а 7 мая вдруг сообщил, что меняет его в пользу земляка и главного конкурента BMW - концерна Volkswagen, предложившего 430 млн. фунтов (около 700 млн. дол.) - этому повороту на 180 градусов предшествовали закулисные переговоры с шефом Volkswagen Фердинандом Пихом. Нелегко пришлось руководству баварского концерна BMW. Правда, последнее слово ещё должны были сказать акционеры концерна "Виккерс", но никто не сомневался в том, что сделка уже фактически заключена. Однако BMW не собирался сдаваться: и дело не только в джентльменском соглашении с сэром Колином: для новых моделей английских Rolls-Royce, BMW поставляет около 30% комплектующих. А под капотом Rolls-Royce Silver Seraph работает двигатель BMW V-12 объемом 5379 куб.см. Разумеется, это налаженное сотрудничество было бы немедленно прекращено, если бы Rolls-Royce ушел в чужие руки, что несомненно сказалось бы на решении акционеров. Тогда за несколько дней до решающего голосования, не привыкший проигрывать Фердинанд Пих сделал очередной эффектный ход: дочерняя структура Volkswagen - Audi - объявила о своей готовности приобрести за 360 млн. марок (200 млн. долл.) ещё одну принадлежащую концерну "Виккерс" компанию - Cosworth Engineering, выпускающую автомобильные моторы. Это обещание, видимо, и стало последней песчинкой, которая перетянула чашу весов в пользу Volkswagen: в пятницу, 5-го июня, 99 процентов акционеров "Виккерса" высказались за продажу Rolls-Royce концерну Volkswagen. Однако приобретение Rolls-Royce - это еще только полдела. Rolls-Royce не приносит большой прибыли. Поэтому - помимо 1 млрд. 600 млн. марок (900 млн.долл-700 млн.долл. за Rolls-Royce и 200 млн.долл. за Cosworth Engineering) - ему предстоит ещё выделить гигантские средства на модернизацию устаревшего производства. Немало денег проглотит и разработка нового мотора для Rolls-Royce на заводе Cosworth Engineering - ведь прежний поставщик моторов, BMW, осуществил угрозу и объявил о прекращении сотрудничества с фирмой Rolls-Royce, которую увели у него буквально из-под носа. Несмотря на все эти грядущие расходы, акционеры Volkswagen в целом были довольны одержанной победой. Как завили в руководстве Volkswagen: "...Rolls-Royce - это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра - класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. Мне кажется, за Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену...". Исключительный интерес, который представляло это приобретение для Volkswagen, объясняется тем, что модели представительского класса концерна Audi считаются классом ниже флагманов "Даймлер-Бенца" и BMW - основных конкурентов Volkswagen. Это естественно, ведь первоначально предприятие создавалось для производства дешевых малолитражек, и само его название Volkswagen переводится с немецкого как "народный автомобиль". Но это еще не конец истории - у BMW был также козырный туз решивший дело: совместное предприятие с фирмой Rolls-Royce Plc, выпускающей авиационные двигатели: Компания "BMW Rolls-Royce", основанная в июле 1990 года. Капитал принадлежит BMW AG, Мюнхен (50,5%) и Rolls-Royce Plc, Лондон (49.5%).Штаб-квартира компании находится в Германии (г. Оберурзель) недалеко от Франкфурта-на-Майне. На этом предприятии около 1900 рабочих и служащих компании "BMW Rolls-Royce" занимаются созданием, производством, продажей и обслуживанием эксплуатации современных турбореактивных двигателей семейства BR700. Инженерный центр разработки и сборки семейства двигателей BR700 недалеко от Берлина является одним из caмых современных в мире. Компания "BMW Rolls-Royce" занимается также разработкой и производством малоразмерных газовых турбин (BGY) и узлов других авиационных двигателей. Изготавливаемые ими авиадвигатели стоят на Боингах... Rolls-Royce Plc в праве использовать торговую марку Rolls-Royce, а также в случае необходимости в состоянии и заблокировать решение о покупке Rolls-Royce Motor Cars любым зарубежным покупателем. За поддержку BMW обещала Rolls Royce Plc место одного из директоров. |
|
|
Итоги Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение по которому "Фольксваген" приобрел заводы "Бентли" и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Поэтому "Фольксваген" сворачивает производство марки Rolls-Royce на старом заводе и расширяет производство "Бентли". BMW же начинает производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде. Там концерн BMW намерен построить "самую эксклюзивную в мире фабрику" для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce. Согласно информации из штаб-квартиры BMW в Мюнхене, предприятие предполагается разместить в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс, где будет создано дополнительно 350 рабочих мест. Примечательно, что неподалеку отсюда, в городке Уэст-Уиттеринг, с 1917 по 1933 год жил и умер один из основателей "визитной карточки" английского автомобилестроения сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей Южная Англия обладает развитой инфраструктурой, и например, возможность привлечь персонал из яхт индустрии к привычной ручной работе. Завод будет представлять собой практически подземное сооружение с куполообразной крышей на площади в 30 акров, на которой посадят растения, это сделает завод совершенно неотличимым от окружающей местности, и приведет к минимальному вторжению в сельский ландшафт этого уголка "старой доброй Англии", Предполагается, что он будет производить не больше шума, чем обычный супермаркет. По планам руководства, в день будет строиться максимум пять автомобилей, а в год - около тысячи. Клиенты смогут следить за всем процессом производства и сборки автомобилей из-за специальных стеклянных перегородок - идея конкурента "Фольксваген пригодилась и для BMW. Этот ультрасовременный завод, как сообщала газета "Sun", обойдется немецкому концерну как минимум в 60 миллионов долларов, а более поздние источники называют еще большую сумму в 87 млн. долл. В полную силу завод заработает только к концу 2002 года, когда BMW окончательно получит права на марку Rolls-Royce. |
http://www.british-cars.narod.ru, адрес электронной почты: british-cars@narod.ru, Последнее обновление страницы: Использование материалов опубликованных на сайте разрешено при условии сохранения гиперссылки на http://www.british-cars.narod.ru © Британские автомобили, 2001- |