Британские автомобили || www.british-cars.narod.ru




Яндекс.Метрика




Яндекс цитирования

Тест-драйв
Великолепная семерка // Caterham Super Seven

Источник, Текст: Сергей Иванов, Иван В. Падерин


Caterham Super Seven


Все гениальное просто. В этом еще раз убеждаешься, когда видишь Caterham Super Seven, который является точной копией автомобиля Lotus Seven, творения великого конструктора спортивных и гоночных машин Колина Чэпмена (Colin Chapman). Для тех кто не знает, кто это такой, достаточно сказать, что Чэпмен основал фирму Lotus и будучи ее главным конструктором внес фундаментальный вклад в развитие и совершенствование автомобилей Formula-1. На протяжении почти всей истории Formula-1 Колин Чэпмен воплощал в автомобилях Lotus передовые технические решения, которые его конкуренты вынуждены были копировать, чтобы бороться на равных. Это и несущий кузов типа монокок, и силовой агрегат как часть структуры шасси, и расположенные по бокам кокпита радиаторы, и клиновидный кузов для создания прижимающей силы, и автомобиль с эффектом присасывания к поверхности дороги за счет образования разрежения под днищем (так называемый ground effect), и активная подвеска колес, и многое другое.

Чэпмен был также удачливым предпринимателем, наладившим производство дорожных спортивных автомобилей Lotus, которое действует и поныне. Еще он известен тем, что первым стал широко использовать средства спонсоров для содержания гоночной команды в обмен на рекламу товаров, запрещенную на телевидении. Это касается в первую очередь табачных изделий. Многим знакомы сигареты John Player Special, именно так назывались гоночные автомобили команды Lotus F1 в 70-е годы.

В своей конструкторской практике Колин Чэпмен придерживался двух главных принципов – простота и облегчение всех конструкций, будь то болиды, спортивные автомобили или машины для клубных гонок. Автомобили Formula-1 заслуживают отдельного разговора, а мы поговорим о легендарной машине, ставшей на долгие годы образцом для подражаний. Это Lotus Seven, ныне известный как Caterham Super Seven.

Автомобиль пошел в производство в 1957 году одновременно с другим конструкторским и технологическим шедевром – Lotus Elan. В то время молодая фирма остро нуждалась в деньгах, и Колин Чэпмен решил сделать простой автомобиль, который можно было использовать для передвижения по дорогам общего пользования, участия в клубных соревнованиях, причем такой, чтобы выпускать кит-кар (kit-car), автомобильный конструктор, который можно собрать в своем гараже за 20 часов, использовав электродрель и набор гаечных ключей. Кит-кар отличается от готового автомобиля еще и тем, что в его цену не входят стоимость сборки и налог на приобретение, что позволяет покупать его людям с небольшим достатком. Для проверки качества сборки «китов» на фирме Lotus было создано специальное подразделение, проводившее приемные испытания каждой готовой машины.

Двухместный автомобиль классической компоновки получился очень легким (330 кг), это практически с любым недорогим двигателем обеспечивало вполне приемлемую для спортивной машины динамику. Основу шасси составляла пространственная трубчатая рама большой жесткости на кручение с работающей обшивкой из полированных алюминиевых листов. Передняя подвеска была независимой, на поперечных рычагах, с использованием стабилизатора поперечной устойчивости в качестве продольного элемента верхнего рычага и соосного с пружиной телескопического гидравлического амортизатора, опирающегося на нижний рычаг. Задняя подвеска была сделана зависимой, в ней нашла применение задняя балка от автомобилей Ford, усилия на кузов передавали от нее продольные рычаги и поперечная тяга (тяга Панара), а также упругие элементы, аналогичные элементам передней подвески. Обшивка рамы и капот заменяли наружные кузовные панели, крылья и облицовка передней части кузова были из листового алюминия. От непогоды седоков защищали лобовое стекло и легкий тент, который складывался за спинку сиденья водителя и пассажира, а также съемные «мягкие» двери. Передние крылья были велосипедного типа, т. е. перемещались вместе с управляемыми колесами. Не было ничего «лишнего», увеличивающего массу автомобиля.

Рассказывают, что Колин Чэпмен, проходя через участок изготовления Lotus Seven, произнес такую фразу: «Я хочу снять фунты с этого автомобиля!». На вопрос, какие фунты он имеет в виду – фунты стерлингов или фунты веса, конструктор бросил: «И те, и другие». На первом Lotus Seven стоял двигатель Ford рабочим объемом 1172 см куб., и мощностью 40 л. с. при 4500 об./мин., что позволяло развивать 130 км/ч и разгоняться до 60 миль в час (96,6 км/ч) за 16,2 сек., совсем неплохо для тех лет. Киты «семерки» хорошо продавались, это служило убедительным доказательством, что компромисс между мощностью двигателя, массой автомобиля, управляемостью и ценой оказался удачным. А низкий уровень комфорта с лихвой компенсировался удовольствием от общения с машиной, позволяющей испытать всю гамму «формульных» ощущений. Lotus подвергался многочисленным модификациям. Было выпущено 4 серии, внешне незначительно отличавшиеся друг от друга, только у 4-й серии были более развитые кузовные панели. Менялись силовые агрегаты (двигатель модификации Lotus Seven S3 Twin Cam SS развивал 125 л. с. и позволял достичь 166 км/ч, обеспечивая разгон с места до 60 миль за 7,1 сек.), крылья и носовой обтекатель стали делать из стеклопластика, на некоторых модификациях в передней подвеске стабилизатор перестал быть частью направляющего устройства из-за увеличения массы автомобиля и возросших требований к управляемости, задняя подвеска получила А-образный рычаг вместо тяги Панара для придания машине одинаковой поворачиваемости при левых и правых поворотах, но Lotus Seven остался простым, легким и хорошо управляемым.

Фирма Lotus выпускала киты Seven до 1973 года, потом вся техническая документация и производственная оснастка были переданы фирме Caterham Cars, официальному дилеру Lotus. Так появился автомобиль Caterham Super Seven, прямой наследник великолепной семерки Lotus, который выпускается в Англии по сей день. Теперь о нашем знакомстве с «живым» Super Seven.

Caterham давно должен был появиться в Москве. Мы его ждали с самого февраля. Машину долго комплектовали, готовили к отправке в ящиках, а потом эти ящики взяли и разослали «веером» по всему свету! Терпение медленно истощалось. Когда все ящики наконец пришли и Caterham начали собирать в одном из московских НИИ, оно лопнуло. Мы решили взять на тест другую машину.

Ярко-красная торпеда на асфальте гоночного трека в Нормандии выглядела как масштабная модель. Санки, на которых в детстве расшибали лбы на ледяных горках, – вот первая аналогия с Caterham Super Seven. Но эти «санки» снабжены мотором в 170 сил. Машина собрана на фирме Caterham под техническим контролем инженеров фирмы, то есть это «кит заводской сборки».

Автомобиль сохранил пропорции формульных болидов конца 50-х, когда «лошадь» запрягали впереди «телеги».

Длинный сигарообразный капот с хищной пастью воздухозаборника, кокпит для двоих и багажный отсек, который можно принять за лукошко. Алюминиевые панели скрывают несущую пространственную ферму.

Внешне великолепную семерку от настоящих «боевых» машин отличают второе сиденье, пластиковые крылья да дуга безопасности, торчащая за сиденьями. Убери все лишнее, зажмурься и вперед, к pole-position! Две выпученные фары выглядят, как гигантские прожекторы локомотива. Их непропорциональность по отношению к размерам кузова усиливает ощущение «игрушечности» автомобиля. В багажнике уложен матерчатый верх с задним окошком из плексигласа. Под «игрушечным» капотом, высота которого не достигает и 60 см, находится совсем не игрушечная рядная четверка Ford Cosworth BDR в 1700 кубиков с двумя распредвалами и двумя горизонтальными карбюраторами Weber. Его родословная восходит к легендарным моторам Cosworth для ралли и формульных гонок. Удельная мощность, снимаемая с нетурбированного мотора («лошадь» с каждых 10 кубиков), впечатляет. Капот не откидывается, а снимается полностью – отстегнул по два наружных замка с каждой стороны и унес.

Чтобы проникнуть в открытый кокпит, стоит только переступить порог. При поднятом же верхе приходится мудрить, занося поочередно правую ногу, спину, голову... Расположившись на сиденье (не анатомическом, но вполне удобном, с прекрасной боковой поддержкой), недоумеваешь – ног не видно. А они далеко, у передней подвески! Вслепую начинаешь нащупывать педали. Педали сцепления и тормоза сведены близко. Пришлось разуться, чтобы не нажать обе одновременно. Рычаг коробки передач также спрятан под панелью приборов.

Положив локоть на консоль, накрывающую арку кардана и являющуюся несущим элементом каркаса кузова, водитель должен нащупать некое подобие джойстика – вертикальный рычажок с хромированным набалдашником.

Это очень удобно. На себя, вперед – включена первая.

Мотор схватывает резво. Стрелка тахометра начинает отсчет – 3000, 5000, 7000 оборотов в минуту. Звук громовой, как будто пацаны рвут петарды, сотни петард. Отпущена невесомая педаль сцепления... Мама дорогая!

Рывок дикий. Шлейф резиновой крошки и свист ветра. С явным опозданием переходим на вторую.

«Джойстик» слушается великолепно – избирательность передач отличная. Скорость 70. Плоское лобовое стекло начинает упираться в стену из воздуха. Управляемость очень четкая. Автомобиль держит дорогу, как приклеенный. Причем аэродинамические навески даже не предусмотрены конструктивно. В повороте возникает небольшой снос задней оси, который машинально корректируется рулем. Третья передача, четвертая... Скорость 130. Петард уже не слышно, потому что не слышно ничего. Видны нос капота, два хромированных колпака фар и стекло, усеянное разбившимися насекомыми. Между колпаками несется навстречу асфальтовая лента. Когда она пролетает под задней частью автомобиля, чувствуешь малейшие неровности. Действительно санки! Кажется, что сейчас в шлемофоне прозвучит: «Уважаемые господа! Вы летите на высоте 150 мм от земли. Экипаж прощается с вами и желает приятного полета». Включаем пятую. Скорость 170. Максимум, который может развить этот снаряд, по данным фирмы Caterham, составляет 193 км/ч, а на разгон до 60 миль он тратит 5 секунд.

Комментарии излишни!




http://www.british-cars.narod.ru, адрес электронной почты: british-cars@narod.ru,
Последнее обновление страницы:
Использование материалов опубликованных на сайте разрешено при условии
сохранения гиперссылки на
http://www.british-cars.narod.ru
© Британские автомобили, 2001-

Используются технологии uCoz